МГЕР просит сделать вузы доступными для людей с ограниченными возможностями

«Молодая Гвардия» обратилась к вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец, курирующей социальную политику, с просьбой обратить внимание на то, что многие корпуса российских вузов не оборудованы необходимой инфраструктурой для учащихся с ограниченными возможностями, сообщают в среду «Известия».

По словам Сопредседателя Координационного совета МГЕР Екатерины Стенякиной, большинство высших учебных заведений продолжают не исполнять ФЗ «Об Образовании» (вступил в силу в 2013 году). При этом согласно п. 3 ст. 79 Федерального закона, все здания, в которых осуществляется образовательная деятельность, должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями для того, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями могли получать образование.

– Ребята с инвалидностью имеют право на качественное образование, – говорит Стенякина. – Каждый вуз должен быть обеспечен необходимыми  подъемниками, пандусами, лифтами, туалетами для инвалидов и определенным набором атрибутов. К сожалению, некоторые вузы до сих пор отказываются принимать ребят-инвалидов. Хотя есть и такие вузы, которые давно работают с инвалидами-колясочниками, например Московский государственный технический университет имени Баумана.

К настоящему моменту активисты МГЕР уже обнаружили 53 российских вуза, в которых не были созданы специальные условия для студентов-инвалидов. В их числе, к примеру, Вологодский государственный университет, приемная комиссия которого находится на втором этаже, куда абитуриентам-инвалидам по лестнице подняться невозможно, а также  филиал Российской правовой академии Министерства юстиции России в Тульской области – вход в здание не оборудован необходимыми приспособлениями.

В свою очередь, сегодня, 23 июля, молодогвардейцы продолжили проверку доступности приемных комиссий учебных заведений для абитуриентов с ограниченными возможностями в 25 российских городах. Среди них: Москва, Ульяновск, Челябинск, Тюмень, Волгоград, Владимир, Омск, Новосибирск, Воронеж, Рязань и др.

Стоит отметить, что необходимость проведения мониторинга была обусловлена неоднократно поступавшими жалобами на «горячую линию» проекта «Зачёт».

Так, в Москве молодогвардейцы во главе с Сопредседателем КС МГЕР Екатериной Стенякиной проверили Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также Финансовый Университет при Правительстве РФ.

Вход в главное здание МЭСИ, аудитории и туалетные комнаты были оборудованы для людей с ограниченными возможностями, однако лестничные клетки не позволяют инвалиду-колясочнику подняться выше первого этажа.

Общежитие университета имеет пандус, но по размерам он больше рассчитан под детские коляски, иными словами, попасть в здание самостоятельно инвалид не сможет. Стоит отметить, что руководство данного вуза выделяет средства для обеспечения доступности среды, однако не все постройки физически можно переделать под использования их студентами с ограниченными возможностями.

В Финансовом Университете ситуация обстоит гораздо хуже. Несмотря на то, что здание совсем новое, оно оказалось абсолютно непригодным для инвалидов-колясочников – лестница не оборудована пандусом, внутри же заходящих ждет еще одна лестница.

Сопредседатель Координационного совета МГЕР, депутат Законодательного Собрания Ростовской области, член Генсовета «Единой России» Екатерина Стенякина:

– Тема доступности образования для инвалидов поднимается постоянно на протяжении последних 10-15 лет. Дано не одно поручение, существуют соответствующие программы.

Сегодня, когда идет последняя неделя работы приемной комиссии, «Молодая Гвардия» проводит мониторинг вузов по всей стране. Вот уже сейчас мы выявили порядка 80-ти учебных заведений, которые, к сожалению, не доступны для людей с ограниченными возможностями.

При этом у Министерства образования РФ есть такая формулировка, как «частично доступен». Это определение нам не очень понятно – то ли есть пандус, по которому невозможно подняться, то ли можно зайти в вуз, но дальше перемещаться невозможно. Таким образом, данная формулировка попросту «замыливает» проблему, создавая видимость ее решения в отчетах. По факту же, для инвалидов она никакой пользы и никакого удобства не несет.

Сегодня мы актуализируем эту проблему, показываем то, что «частичная доступность» вузов – это не решение проблемы. Вузы, к сожалению, не способны за счет собственного бюджета решать вопросы доступности, так как это дорого. Учебным заведениям приходится финансировать повышение доступной среды по остаточному принципу, в том числе и потому что она не входит в показатели эффективности вузов, установленные Министерством образования.

Мы обращаемся к Министерству образования с тем, чтобы за оставшиеся три года, пока реализуется программа по защите детей, подписанная Президентом, были выделены целевые средства именно на доступность университетской среды для людей с ограниченными возможностями. Ведь у инвалидов есть запрос на получение качественного образования, последующее трудоустройство, но в данный момент, к сожалению, их возможности искусственно ограничиваются.

В некоторых учебных заведениях разработали программы дистанционного обучения для того, чтобы студенты с ограниченными физическими возможностями могли проходить обучение дома. Но этого недостаточно, как полноправные члены нашего общества они имеют полное право получать образование наравне со всеми.

Член автономной некоммерческой организации «Катаржина»Игорь Гундеров:

– Впечатление от Финансового Университета: пришел – увидел кучу ступенек – ушел. По первому вузу (МЭСИ) могу сказать, что ситуация подобная большинству вузов. В отличие от второго университета со множеством ступенек, хочу обратить внимание на то, что здание МЭСИ построено изначально так, что попасть в него человек с ограниченными возможностями может самостоятельно. Касательно денег, потраченных вузом на доступную среду – цена пандуса равна пяти тысячам рублей, поэтому говорить о затратах – неуместно. Несмотря на имеющиеся в университете программы дистанционного образования, человеку все равно необходимо будет хотя бы раз, но приехать в университет. И на деле мы видим, что он не приспособлен для комфортного передвижения человека с ограниченными возможностями

Комментарии (0)